Aboardage

Текстовый блог о настольных играх


Итоги года — 2023: Часть 3. Обновленный топ-50

Что же, вот и пора обновить мой личный топ-50. Количество сыгранных игр перевалило за семь сотен, так что отобрать пятидесятку становится все сложнее. В этом году в предварительный отбор добавил 250 игр, и этот список сокращал в несколько итераций. И все равно захотелось упомянуть в статье больше, чем 50 игр. Ну топ мой, решать мне.

Так что статью можно условно разделить на 2 больших блока: в первом условно рассказываю про игры занявшие 51 — 100 место, без ранжирования, там 15 игр, которые покинули топ-50, 10 когда-то любимых игр, достойных упоминания и еще 25 игр, которые реально были близки к топ-50, но каждой чего-то не хватило. По картинкам — к первой пятидесятке ко всем добавил, до этого, как получается. Картинки брал из гугла и с BGG. 


Часть 1. 51 — 100 места топа. 

Еще раз, тут будет упомянуто 50 игр, но не останавливаюсь на каждой подробно, в каждом подразделе пробегаюсь по верхам, так как это все-таки не топ, а невошедшее. Больше фокусируюсь тут на том, почему игра не попала в топ-50 и есть ли шансы в будущем.


Игры, которые покинули мой топ-50

Таких игр в этом году 15. И, в целом, это хорошее число, я стараюсь, чтобы мой топ примерно в такой пропорции ротировался. Давайте разберемся, что там улетело из топа и почему. 

К Пакс Памиру я охладел. Что-то вот не хочется в него играть, игра хорошая, но уже не нравится. Такое бывает. На замену такого же типа в топ как будто бы ничего и не пришло.

Watergate мне надоел. Я сыграл немало в него в этом году онлайн и все время играл за Никсона, пробуя победить редакторов разного уровня опытности, и даже с новичками играть за Никсона очень непросто. Не хочу говорить о дисбалансе, но хочу говорить, что больше не особо хочу играть в эту игру. 

В Монастериум я поиграл еще и решил, что все-таки другие евро с кубиками мне нравятся больше. Так, две такие залетели в топ, одна вернулась, а вторая попала туда впервые. 

Путь героя играл несколько раз, создал персонажа для приключений, но вот никому из тех, кому игру показывал, игра не зашла, так что гештальт закрыл и из топа игра уходит. 

Vinhos лежит вот на полке и как-то рука к ней даже не тянется, не знаю, почему. Всего пара партий сыграна за все время, куплен набор дополнений, но огонь любви как будто бы подугас. 

Предназначение уехало из топа и это было ожидаемо, мы проходили его в начале 2022 года, что почти два года назад. Ничего нового сюжетного в топ не заехало, но тут воспоминания уже не такие сильные. 

С Плотиной тоже в топе попрощался. Пора признать, я любил не совсем ту игру, какой она является. Да, мне нравится, что игру продолжают поддерживать и развивать. И может быть, когда-нибудь я куплю делюкс комплит эдишн и буду снова ее любить, но пока на ее место пришли другие еврятины.

Сквозь Века играл в этом году раз 10 в цифре и как-то вот пресытился. Не ловлю былого вайба от нее, даже в цифре фидлинг начинает раздражать. Никакая цивилизация на замену не пришла, просто игра покинула топ. 

В Wonderlands War я не сыграл ни разу в этом году, и хотя пара игр, в которые не сыграл ни разу в топе остались, Война Алисы не смогла, так как тут воспоминания какие-то менее яркие у меня оказались. 

Мой город покинул топ так сказать в назидание. Ну а что, мой Остров оказался совсем уж шляпой на мой вкус, и это повлияло на воспоминания от Моего Города, теперь он кажется мне хуже, чем казался раньше. 

Опасные слова покинули топ, и хотя они все еще хороши как игра на объяснение слов и на замену не пришло ничего, но как будто бы стало сложно искать место для патигеймов и филеров в пятидесятке. 

Лоскутные королевства уступили место другим простым семейным играм или абстрактам. 

Современный детектив от Тшевичека когда-то был в моем топ-10, а теперь покидает топ, потому что это изначально позиционировалось как игровая система, в которой будут появляться новые и классные игры. Но будем честны, база оказалась сильнее всего, остальные игры либо хуже, либо значительно хуже. А оценивать я скорее систему целиком, так что ожиданий она не оправдала

Шерлок Детектив-Консультант в прошлом году удержался в топе благодаря объединению с Тайнами Аркхэма, в этом году его даже не удержало прохождение Красного Шерлока, которое было зимой. Мне нравятся детективные игры, но все же, если я захочу много детективного текста почитать, я лучше почитаю книжку. Да и большое дело, разделенное на 4 про Джека-Потрошителя сильно просадило впечатления от всей серии. 

Ну и филлер Идеальный кадр, в него я не сыграл в 2023 году, так что не смог разобраться, достойна ли игра пятидесятки, так что на ее место пришли другие, более свежие впечатления. 


10 почетных упоминаний

Это игры, которые не находятся в моем актуальном топе-50, но они достаточно мне нравились в свое время, чтобы лишний раз их упомянуть. Шансов у большинства из них вернуться в топ нет, но с учетом регулярных ежегодных Камбеков, конечно, в этой жизни все возможно. 

Серп был даже топ-1 в свое время, но сыграв в него примерно 70 партий от такой игры остается только сплошная математика. Возможно, Фенрис могу бы вернуть его в топ, но пока просто отдаю респект Серпу за то, что удерживался на столе и в топе так долго. Сейчас игра не в топе, так как переиграл и больше не хочу за нее садиться.

Древний ужас и до сих пор является одной из любимых амери и те 20+ партий были в свое время эпичным и интересным времепрепровождением. Мы даже на восьмерых в свое время партейку отыграли. Сейчас игра не в топе, потому как выбор игр сильно расширился и вместо нее лучше сыграю во что-то другое. 

Сезоны — отличная и красивая игра, которую мы с Аней много наигрывали дуэльно. Но долго дуэльно играть в одно и тоже надоедает, и в свое время, когда чистили полки, игра нас покинула. После этого я пару раз играл с более опытными игроками и там уже вайб, конечно не тот, чувствовал себя нубом. Теперь игра не в топе, так как с Аней вдвоем предпочту сыграть во что-то более сложное или наоборот, более простое если нет сил или времени. 

Цитадели — первая моя купленная коробка и я до сих пор ни разу не играл с альтернативными ролями. Игра в какой-то степени морально устарела и кажется чуть затянутой для своего геймплея, поэтому и не в топе, но все равно ей респект, так как когда-то открыла мне мир настолок. 

Маленький мир — один из первых ареаконтролей, который мы тоже прилично играли. И дальше надо было либо развивать игру и закупаться допами, либо расставаться и двигаться дальше. Выбрали второе. В Варкрафт тоже играл, но на фоне многих других, как по мне, более элегантных игр, маленький мир уже не может попасть у меня в топ. 

Крылья мы тоже в свое время плотно заигрывали разными составами и как оказалось, придумали режим Стая еще до стейгмайера (хоумрульно играли вшестером с парой правок баланса). В этом году играли снова, посмотрели на Океанию, игра красивая, но тяжело ей перебить какие-то новые впечатления или какие-то более приятные моему мозгу игры. Может быть, с дополнением Азия она бы и смогла вернуться в топ, но пока нет. 

Переворот в свое время стал одной из самых часто играемых игр, мы часто собирались только на него и играли строго вшестером партий 30 за вечер. Само собой, такой игровой опыт достоин упоминания, однако сейчас мы собираемся чаще на более хардовые игры, так что разным филлерам попасть в топ проблематично. 

Саграда была одной из первых абстрактов, который нам зашел. И мы часто играли-раскладывали этот кубический пасьянс. Затем она вытеснилась Азулом и пока ничего не поменялось. Саграда как игра все еще прекрасна, но не топ-1 обстракт для меня. Может быть Легаси-Версия что-то поменяет, но она вроде как по геймплею сильно отличается. 

Робинзон Крузо привил любовь к кооперативам и карточкам с разными выборами, которые я люблю, в целом, в почти во всех играх. Игра далеко не самая простая и там много зависело от удачи, и по сути с появления в коллекции Острова Духов мы поняли, что как кооп на вечер нам нравится что-то более матичематичное, а сторителл больше нравится в режиме кампании. 

Гранд отеля Австрии у нас своего никогда не было, но в чужие коробки партий 10 мы наиграли, он нам очень зашел по началу, но потом когда стало понятно, что во всех партиях отрыв очков уже в середине часто равен сотне штук, садиться за игру морально стало тяжеловато. Игре все равно респект за то, что привила определенный вкус в евро, да и с дополнением бы я его опробовал (и даже в вишлисте игру все еще держу), но она на данный момент мимо топа, так как проигрывает конкурентам по весу, так сказать. Наверное, если доп зайдет, то у этой игры самый высокий тут шанс из этого блока на камбек. 


Были близки к топу в этом году 

Приличный кусок игр имел большие шансы влететь в топ, но всем чего-то не хватило. Опыт показывает, что иногда такие игры добираются до топа через год-два, так что загадывать не будем. А пока пробежимся по ним. Нельзя кстати сказать, что они условно занимают место 51-75, так как многие из них уступают играм из предыдущих блоков. Тем не менее, я решил тут ничего не ранжировать, так что не гадайте, просто знайте, что им всем чего-то не хватило. 

Voidfall. Сыграл уже после составления топ-50, да и после одной партии сказать сложно наверняка, должна ли она быть в топ-50. Но сыграл бы раньше, шансы точно были бы. А пока — будем смотреть в следующем году. Впечатлениями поделюсь уже более подробно в 2024. 

Pagan. Аналогично. Сыграл впервые не так давно и по сути уже после составления топа. Подумывал его вписать, но аргументов сходу не хватило. Надо либо пробовать еще, либо не пробовать. Впечатлениями и мыслями по поводу этой асиметричной дуэли поделюсь уже в 2024. 

Dead Reckoning не смотря на то, что я его решил не брать, полторы крепкие механики все-таки имеет, и иногда для новых игр этого достаточно, чтобы попасть в топ-50, но как евро он проиграл другим евро, а как песочницам — другим песочницам. 

Trismegisus, наверное, не хватило количества партий. В следующем году попробую сыграть еще, чтобы определиться с его местом в топе. Это не тот случай игры, когда после одной партии у меня игра плотно взлетает в топ, уж очень она специфична. Но игра однозначно понравилась. 

Либерталия. Игра понравилась, но так как играл только онлайн добавить в топ не решился. Если когда-нибудь сыграю вживую, тогда шансы, конечно будут. А так показалась вполне интересным времяпрепровождением. 

Кольт Экспресс. Давно в игру не играл, но когда составлял в этом году вишлист и думал что такое легковесное на большой состав туда добавить, вспомнил про эту игру, начал копаться в летсплеях и правилах допов и вспомнил, какая она клевая. Но без свежих партий в топ-50 ей попасть не удалось.

Сабика. Плотное и крепкое евро, в котором все отлично работает. Не ожидал, но мне понравилось. Но просто некоторые другие новые евро понравились больше. 

Остров Скай. Игра не смогла и в этом году попасть в топ, без сыгранных партий это было бы проблематично. Тем не менее, игровой процесс в ней отличный, и она точно заслуживает внимания. Может быть, если появится в коллекции, то шансов на топ будет побольше. 

Декодер. Игра на объяснение слов, которая долго была в топе и все еще никуда далеко не ушла. Она сложнее и умнее, чем Опасные слова, но так как коробка с ней в Минске, то дополнительных эмоций она принесла немного. Хотя я даже играл онлайн в нее в этом году. В общем, она все равно где-то довольно высоко, и нет-нет да и залетит как-нибудь снова в топ-50.

На Марсе. Чем больше играю в разное, тем больше нравится концепция На Марсе, даже на фоне многих других игр Ласерды, На Марсе мне нравится прилично больше теперь. Но без партий в 2023 году он не смог протиснуться в топ, но шансы, если честно, имеются. 

Какао. Игра от того же автора, что и Лламалэнд, обе эти игры хотел бы упомянуть, но больше зашла именно Какао. Ее бы в более симпатичном оформлении и можно было бы даже Ане показать. Ввиду того, что играл только онлайн не решился игру добавлять в топ. 

Скала Ведьм. Поначалу очень понравилась, базовая механика работает исправно, хотя оформление могло быть лучше. Тем не менее, слабый доп, а также, все же не самое большое количество контента не позволили ей попасть в топ. 

Рифтфорс. Второй год отправляю его в хорошисты, но нашу коробку продали. Игра хорошая, но все-таки уступает для меня баталии, находящейся высоко в топе-50. 

Caper: Europe. Мог влететь в топ-50 вместо Ватергейта, но других недуэльных игр туда хотелось запихнуть больше. Хорошая дуэлька на драфт и контр-драфт с неплохой реиграбельностью. 

Хаос в старом мире. Хороший, добротный старый контроль территорий, с плотной асимметрией. В топ-50 не могу добавить из-за того, что не играл в этом году и из-за того, что кажется, если не контрить Кхорна, то игра предопределена. 

Улей. Еще одна, на этот раз проверенная временем дуэлька. Тяжело ее было добавить в топ-50, так как она крайне скиллозависимая. Но отметить хотелось.

Бладборн. Механически на удивление мне зашел, но после прохождения трети сценария вместо хотя бы одного полноценного добавить игру в топ-50 не могу. 

Космические дальнобойщики. Как концепт игра понравилась, но некоторые ее куски мне не зашли. Да и вкатываться в нее не просто, рисунков на тайлов много, и не очень быстро их запоминаешь, да и механика с таймером странная. Короче, игре лайк, но до топ-50 для меня не дотягивает. 

Нидавеллир. В этом году попробовал еще один доп, и игра мне спустя несколько лет все еще нравится, основная проблема в том, что я играю в нее только онлайн и, боюсь, что вживую будет сильно хуже. Пока вживую не попробую никакого ей топ-50. 

Iwari. Необычная игра, которая точно стоит упоминания. Красивая и элегантная. Если бы сыграл хотя бы несколько раз в этом году, может быть, она бы попала наконец в топ-50, а пока только в достойных упоминания. 

Эквинокс. Равноденствие — красивая и злая игра. Которая точно стоит того, чтобы вы попробовали ее, в принципе, любым составом. Тем не менее, у меня не хватило аргументов из-за ее некоторой легковесности добавить ее в топ повыше. 

Волки. Мне тоже в итоге понравились, хотя не ожидал. Все в них работает хорошо, но все-таки они несколько простоваты. Для меня сопоставимы они с Серпом, но в Серпе гораздо больше контента для реиграбельности. Тем не менее, механики работают неплохо, игра работает и это уже хорошо. 

Ecos. First Contintent. Забавная игра с механикой из лото, которая работает реально хорошо. Но вот до топа не могу ее докинуть как минимум из-за оформления. Если карточки выглядят хорошо, то тайлы местности и то, что мы там строим выглядит как прототип. 

Эверделл. Ну, по крайней мере его я в этом году решил отметить. С дополнениями лично для меня играется приятно. Раз в год спокойно можно раскладывать, но пока игровых эмоций у меня не хватает, чтобы игра доехала до топ-50. 

Финалим список достойных упоминания игрой Анх. Третья игра Лэнга все-таки скорее дуэлька лично для меня, которая очень сильно зависит от того, кто на каком боге, свойства уж сильно могут отличаться. Игра хорошая, но уступает для меня старшим братьям.


Топ-50. Версия 2023

Вот и мой актуальный топ-50. 15 новых игр, 35, старых. В этом году нет залетунчиков высоко-высоко, но несколько сильных перестановок есть. Не знаю как вам, но мне интересно регулярно обновлять раз в год свой топ, чтобы понимать, что делать со всем этим дальше. В топе в двух словах рассказываю о самой игре, а также кратко поясняю, почему она в топе / почему поднялась / опустилась. 


Места 50 — 41.

Последняя десятка топа обычно богата на новые для меня игры. Так и в этом году, тут 6 новых игр в топе, три удержавшие свои позиции с нулем партий за год и одно сильное падение. 

50 место. Revive (new).
Евро, в котором все хорошо работает. Цепочки крутятся, двусторонние карты мутятся. По итогам рефлексии понял, что мне игра прилично понравилась, хотя играл в начале года. Решил, что она достойна упоминания в топ-50.

49 место. Circadians: Chaos Order (new).
Контроль территорий, в котором как по мне работает правильная асимметрия. Фракции сильно отличаются, у всех свои победные условия, и механически это работает прикольно. Мне не сильно нравится оформление, но после двух партий игра точно влетает в топ. 

48 место. Bonfire (-33).
Довольно абстрактное евро от Фельда, в котором приличное число разных действий, но все плотно взаимосвязано. Игра не самая обычная и в прошлом году меня прям впечатлила, но поиграв больше, начал замечать, что на двоих у нас она не очень комфортно для меня ложится. Пока из топа игра не вылетает, но в будущем может быть вытеснена другими еврами.

47 место. Dominant Species: Marine (new).
Контроль территорий про расселение и выживание морских видов на дне морском. Наш морской вид представлен просто кубиками, в игре куча действий, который сильно взаимосвязаны, и по началу въезжать в игру сложновато. Сердцем же являются карты событий, покупка которых приближает конец игры. Игра хорошо сделана и должна заходить даже тем, кто не любит ареаконтроли. Единственный минус — уже к середине партии может быть понятно, кто победил. Но это не точно, сужу по своему небольшому игровому опыту в эту коробку.

46 место. Кровь и ярость (0).
Контроль территорий в скандинавском сеттинге. Игра классно работает благодаря механике драфта, и хотя это с точки зрения набора очков скорее евро, каждый раз играется довольно весело. И каждый раз у кого-нибудь пригорает от стратегии Локи или что-то в таком духе. Каждый год думаю, что игра покинет топ без единой партии за год, но нет, еще держится.

45 место. Билет на поезд (new).
Распробовал я этот ваш билет на поезд, семейную игру-гонку на составление маршрутов из поездов. Играется очень азартно — успею достроить или нет, взять новые маршруты или нет, подрежут меня или нет. Да, я не стал фанатом серии, но можно сказать, заготовил местечко в топе на будущее для Билета на поезд Наследие. А пока играл только в две версии — Европу и обычный, около полусотни партий за год на БГА.

44 место. Xia (0).
Зая — космическая песочница, которая держится в топе на честном слове. В игре вы доставляете грузы, атакуете пиратов и друг друга, выполняете всякие квесты и так далее. Даунтайм в ней приличный, но эмоции дарит приятные. Дополнение в этом году не опробовал, но щупал контент в онлайне, поэтому решил пока ее в топе закрепить, а в следующем году решать уже, что с ней делать дальше.

43 место. Эклипс (0).
Эклипс — космическая 4х стратегия, в которой мы строим флот, исследуем территории и всякое такое. Игру от вылета в этом году спасло странное событие. Я сыграл Voidfall, и хотя игры и совсем разные, я вспомнил играя, почему понравился мне Эклипс. Опустошение тем не менее в следующем году тоже может появиться в топе, он не конкурент Эклипсу, они разные, но из-за тематики помог воспоминаниям вернуться и оставить Эклипс на его прошлогоднем месте.

42 место. Вечная Зима (new).
Я люблю комплексные современные игры, которые иногда слеплены криво, но в них много контента. Пора уж признаться. Вот и тут модулей тьма, механики слеплены кривовато, но их много, исследуй-изучай на здоровье. Перед нами этакий симулятор жизни первобытного племени на набор победных очков разными способами, мне понравилось, но вам не советую, игра очень сильно на любителя.

41 место. Легенды Дикого Запада (new).
Песочница про дикий запад, в которой вы сами решаете, грабить вам поезда и банки или ловить бандитов и играть в покер. Игру впервые опробовал несколько лет назад, но в топ ей тогда тяжело было просочиться, много минусов. Сыграв в этом году с двумя допами, сильно порадовался, что минусы ушли, а плюсы остались. Так что место в топе она может занимать только благодаря дополнения Ante Up и Blood Money, обязательно вместе с двумя сразу. 


Места 40 — 31.

Чем выше в топе, тем больше знакомых имен. В этой десятке один камбек в топ, парочка новинок и несколько больших и малых падений. Десятка довольно соляночная и если оценивать игры в отрыве от топа, то места должны быть другими, но для некоторых мастодонтов нужно больше партий, чтобы быть выше в топе.

40 место. Звездные войны: Внешнее Кольцо (come back).
Возвращение блудной настолки после теста с дополнением. И хотя со стороны геймплей может показаться глуповатым — подвигал фишечку, прочитал карту, кинул кубик, но играется это для песочницы довольно атмосферно и азартно. Дополнение весомо добавило контента и добавило игрового фокуса. Этого было достаточно, чтобы вернуться в топ, а эпичнейшая концовка партии позволила обогнать другие песочницы.

39 место. Flamecraft (new).
Красивое евро на выполнение заказов и выставление-переставление рабочего. С дополнительным контентом в виде уникальных свойств и более сложных заказов / магазинчиков игра работает исправно и играть в нее интереснее, чем во многие старые и более богатые на механики игры.

38 место. Трикерион (new).
Большущее евро про изготовление фокусов и их демонстрацию во время представлений. Мне очень понравилась тут механика назначения действий как в Звездных Войнах Восстание, ну и игра тоже богатая на контент. Тот самый случай, когда по мере большего числа партий, она может вполне и значительно прирасти в топе. 

37 место. Азул. Сад Королевы (0).
Один из лучших абстрактов не потерял ни позиции в этом году. Игра исправно работает на разные составы (в отличие от базового Азула, который точно лучше именно на двоих) и все еще не надоел. В игре нужно строить сад королевы из красивых шестицветных гексиков и получать за это победные очки. 

36 место. Сумерки империи (0).
Ни одной партии за год, но игру решил не двигать, по крайней мере правила дополнения я читал и следил за партией ребят в клубе, минимально вспомнил, что мне там понравилось, а желание сыграть еще не позволяет двигать игру ниже. Большая 4х-стратегия-гонка на выполнение целей с очень большой асимметрией. 

35 место. Властелин колец: Странствия в Средиземье (-19).
Сюжетная кампания с приложением во вселенной Властелина колец. В прошлом году мы играли вдвоем и игра сильно приросла от этого опыта, а в этом году мы играли вчетвером, что сыграло немного в минус, но больше всего на падение повлиял последний сценарий, в котором главного босса надо было убить что-то вроде 4 раз подряд. Супер резкий скачок сложности, к которому мы не были готовы, так что игра наказана. Но оставшийся большой доп в следующем году еще думаю пройти.

34 место. Forbidden Stars (0).
Ареаконтроль в сеттинге Warhammer 40k в космосе. Из-за редких поездок в Минск не удалось сыграть в нее повторно, но видел восторженные эмоции от партий в чатике. Классная система приказов и проверенный временем баланс точно не позволяют игре падать ниже. Выше поставить тоже пока не могу, нужно больше партий. 

33 место. Seafall (+6).
Игра-кампания, в котором мы исследуем морские острова и не только. После сыгранных новых для меня легаси в этом году, Seafall только подрос в топе. Все-таки с точки зрения дополнительного контента и механик он прилично лучше и My City и My Island, и Rise of Queensdale, и Пандемии Наследие. Ну да, догнать лидера тут нереально, но легаси — это не только про победу, а это еще и про исследование игрового контента, так что не удивляйтесь росту этой игры в топе.

32 место. Too Many Bones (-4).
Кубический кооператив в уникальном сеттинге и с оверпродакшном. Так как играю онлайн, оверпродакшн не чувствую. И в топе игра теперь держится только благодаря новым порциям не исследованного контента. Заигрывать базу с 4 персонажами мне надоело бы на второй день. В этом году я уже смотрел персонажей из Undertow и дальше. Пока игра будет раскладываться пару раз в год, будет в топе, как перестанет, сразу вылетит. Вот в этом году еще игралась.

31 место. Миссия: Красная планета (-10).
Веселый ареаконтроль на красной планете. Одновременно выбираем карты действий, выполняем, летим на марс, и несколько раз за игру собираем победные очки. Играется динамично и весело, но упала в топе, так как чем больше в нее играешь, тем меньше новых эмоций приносят партии.


Места 30 — 21.

Самая позитивная десятка за небольшим исключением. Либо новинки, либо игры которые приросли, либо удержавшие позиции. Есть даже один камбек. 

30 место. Verdant (new).
Абстрактная игра с красивыми иллюстрациями растений плотно и часто занимало место на столе, так что я не мог пропустить ее мимо топа. Игра не очень сложная и в какой-то мере выглядит странно, растения мы расставляем не в комнаты, а вокруг них, но механически на удивление не надоела за 15 партий, изредка интересно взять и собрать пасьянс, а все благодаря каждый раз разным целям на партию. На мой вкус, было бы здорово, если бы еще у растений были дополнительные уникальные свойства, но и так работает игра неплохо.

29 место. Imperial Struggle (0).
Борьба Империй — большое дуэльное противостояние Англии и Франции в 18 веке. Механически игра работает клево, рандома в ней почти нет, а подумать есть над чем. Выше игру не мог поднять из-за того, что не играл в нее в 2023. А ниже тоже не вижу смысла ее отправлять. Интересно будет почитать комментарии владельцев русской версии, будет ли у них тоже почти всегда побеждать Франция или это только у меня так было. 

28 место. Таверны Тифенталя (new).
Таверны я очень давно опробовал, Ане они понравились сразу, а мне было играть в них дико скучно. Но Аня уговорила и оставили мы в коллекции этот колодострой про пивоварение. В прошлом году мы попробовал дополнение и для меня игра наконец заиграла. Добавьте в игру асимметрию и цели на партию и я начинаю ее любить сильнее. Теперь мне играть интересно и в таком формате игра точно залает в топ. 

27 место. Tobago (+5).
Веселая игра про поиск сокровищ на острове. В игре хорошо переплетаются удача и некое подобие дедукции, и каждая партия приносила очень положительные эмоции. За неимением подобных игр в коллекции, эта даже приросла в топе за год. Как говорится, все познается в сравнении. 

26 место. Oak (new).
Получается, что это новое евро, которое мне понравилось больше всего за год. Дуб — игра на выставление и прокачку рабочих-друидов. Игра классно выглядит, механики довольно оригинальные, сходу у игроков есть асимметрия, даунтайм показался также небольшим. С учетом падения Костра и вылета Монастыря (прошлогодних топовых новинок-евро для меня), не решился включать игру повыше, поэтому пока поставлю тут. 

25 место. Ла Гранха (comeback).
Ожидаемый камбек Ла Гранхи, после приобретения Делюкс версии в топ. Раньше была и вот вернулась. Игра про выполнение заказов и развитие своей фермы. Но по факту, конечно же, игра про 4 разных способа использования толстенной колоды карт. Делюкс привнес много разных бесполезных модулей, но некорые из них оказались годными. Игра мне нравится больше Таверн, но меньше, чем еще одна еврятина, в которой надо кидать кубики. 

24 место. Мехи и Миньоны (-12).
Спустя больше года после прохождения эта игра-кампания про программирование роботов во вселенной Лиги Легенд падает в топе. Веселые эмоции от того, как роботы едут не туда все еще сильны, но объективно понимаю, что в другие игры-кампании я спокойно сел бы и сыграл еще, а в эту, пожалуй, нет. Так что в топе она точно будет еще какое-то время, но скорее всего продолжит падать. 

23 место. Чартерстоун (0).
Для меня это по-прежнему лучшее первое легаси. Игра на выставление рабочих и обмена ресурсов на победные очки. Игра как именно первое ваше легаси как по мне супер, если играть уже после других, может понравиться меньше. Но лично на меня ее какой-то вайб прям сработал, мы ее, напомню, даже дважды проходили. В третий раз я бы не стал, хотя… Однако стоит сказать, что сюжет у нее отвратительный. Поэтому выше поставить ее не могу. Кланк-2 выходит, Чартерстоун-2 ждать нам или нет? 

22 место. Войны Ктулху (0).
Большой контроль территорий, в котором мы призываем древних и приближаем конец света. Надеюсь, что партии в эту игру не приближает конец света в реальном мире. Игру многие любят как фан-сервис за большие миниатюрки. А мне нравится в ней классная асимметрия. За счет количества фракций мне игра заменяет в этом топе Хаос в Старом мире. Некоторые фракции тут тоже рельсовые, но из-за того, что их сильно больше, можно всегда делать разный состав партий. 

21 место. В поисках Эль Дорадо (new).
Одна из самых высоко расположенных новинок. Ну а что вы хотели, если мы после знакомства взапой сразу вторую партию играть начали. И сыграли бы еще, если бы время было непозднее. Колодострой классно соединили с путешествиями по гексам. Классный проект, в который надеюсь поиграть еще. 


Места 20 — 11.

Довольно мощная десятка, все мои любимые игры, но некоторые из них в этом году покинули топ-10, так уж получилось. Не знаю, продолжит ли кто-то из них падать. Еще сюда добралась одна новинка, но что с ней будет дальше, будем смотреть в долгую. 

20 место. Зверь (new).
Новинка, забравшаяся выше всех. А все, видимо, из-за того, что мне не хватает игр в жанре один против всех в коллекции. Вот и эта прям понравилась, но именно за Зверя, за охотников не особо. В игре хватает минусов, и, возможно, если бы я сыграл в Ярость Дракулы, то Зверя тут бы не было, но я не играл, так что Зверь тут есть.

19 место. Descent 2 (+7).
Собственно из-за ностальгии о том, как классно мы проходили кампании один против всех, и желания купить аналогичную игру во вселенной Звездных войн, Дессент 2 только подрос в топе, хотя с последней кампании прошло больше двух лет. 

18 место. Brass (-4).
Тяжелая еврятина с неплохим взаимодйествием и ограниченной колодой действий на всех игроков. Удивительные отношения с игрой. Она мне все еще нравится, но вот несколько раз у меня была возможность за год за нее сесть, а я каждый раз нахожу повод этого не делать. Потому что в Брассе ну как бы думать надо. Не, то есть в других играх тоже, но вот Брассе прям надо думать, там если не часто играешь по началу мне тяжеловато вкатываться, хотя я уже и запомнил несколько стратегий. Еще в Бирмингеме меня бесят ящики. Поэтому так и выходит, Брасс я все еще люблю, но он ползет все ниже и ниже.

17 место. Предательство в Балдурс Гейте (-9).
Сценарнарная игра в сеттинге врат бандура, в которой кто-то рано или поздно становится предателем. Мы сыграли примерно половину сценариев наконец-то, и игра мне все еще нравится, просто теперь спустя годы в нее меньше хочется играть, чем в другие, да и топовую компанию на нее сложно собрать, не в любой она хорошо играется. Упала же она у меня так сильно в топе скорее потому, что последние пару партий в ней не очень задались, были не такими веселыми как я привык. 

16 место. Руины острова Арнак (+3).
Гибрид про выставление рабочих и колодострой. С дополнениями ко всему прочему добавилась неплохая асимметрия. Арнак уверенно держится в 20ке, но подрос он не благодаря новому допу, а просто потому что со временем играть и собирать кристаллики и синие стрелочки мне не надоело. В игре есть свой шарм, и побеждать, особенно на новых храмах, спокойно можно и без них. 

15 место. Тираны Подземья (+3).
Тоже колодострой, мы тут выступаем за всякие дома темных эльфов в Подземье и делим между собой власть, нанимая сторонников, подсылая шпионов и деля территорию. В игре шесть полуколод и за 20 партий нам она все еще не надоела. В прошлом году игра чуть просела и вылетела из 20ки, в этом году мы в нее редко играем, соскучились, так что она чуть подросла. 

14 место. Лиссабон (-3).
Евроигра про отстройку Лиссабона после разных природных катаклизмов. Игра все еще красива и умна, но после кучи опробованных евро уже не кажется настолько ох ты ж вау, тем не менее, из всех поинтсалатов пока лучший поинтсалат, на мой вкус субъективный. 

13 место. Остров духов (0).
Хордовый кооператив в этом году раскладывали совсем немного, я даже точно не помню за каких новых духов играл, за каких нет. Но игра все еще нравится, с событиями и обилием контента вполне себе так точно. Все еще уникальна в своем роде, альфа игрока вообще не ощущается, но и причин расти игре в топе я не особо нашел. 

12 место. Замки Бургундии (-8).
Не смотря на то что делюкс версия по качеству вау, я реально переиграл в замки бургундии, эту кубическую еврятину, так что снижаю ей место. Кроме того вживую даунтайм слишком ощущается, я за своими онлайн партиями даже и забыл об этом. 

11 место. Баталия (-1).
Дуэльная игра баталия все еще топ. Решил ее спустить на одну строчку, но не ради какой-то дуэльки, а ради игры другого жанра. Из мелких дуэлей эта по-прежнему все еще типовая лично для меня, да и в целом, эта из мелких игр находится выше остальных. 


Места 10 — 1.

В этом году в топ-10 без новых для меня игр, но перестановок тут прилично, хватает. В принципе по факту в десятку залезло 3 новые игры, одна из них неожиданно даже для меня аж в топ-3. 

10 место. Unlock (+25).
В топ-10 залетает лучший настольный квест. После коробки про настольные игры я не мог не добавить его в десятку. Коробки бывают разные, но, в целом, это очень крепкая серия, почти без просадок. Единственное, что для игры нужно — адекватный смартфон. 

9 место. Игра Престолов (0).
Моя любимая игра престолов, к сожалению, устаревает и как игра и как культурный феномен. Тем не менее, я пока не готов с ней расставаться и двигать этот тематический контроль территорий с кучей переговоров, дипломатии и блефа ниже. Но надежда, на то, что у игры появится какая-то новая редакция у меня пока еще есть. 

8 место. Война Кольца (+19).
Еще один большой рост. Несколько лет потребовалось, чтобы распробовать это эпичное кинематографичное дуэльное противостояние. Продрался через правила, теперь можно и нормально играть. Пока решил, что все-таки игру поставлю ниже ЗВ, но и так, рост в топе большой. 

7 место. Звездные Войны: Восстание (0).
ЗВ Восстание — крутая дуэлька даже если вы не любите звездные войны. Потому что так блеф и прятки и две игры в одной больше-то по сути нигде я особо и не видел. Мне одиноково нравится играть за обе стороны, но на повстанцах получается далеко не против всех соперников. По игре у нас в клубе несколько лет проходили турниры, я до финала ни разу не доходил, но игру из-за этого любить не перестал. 

6 место. Рыцарь-маг (0).
Рыцарь-мажество — это, пожалуй, в какой-то мере герои 3, но очень сухие и математичные. В игре куча нюансов, но все довольно хорошо продумана, она большая, интересная и за три года все еще не надоела. Играем теперь реже, но в топе она на высоком месте. 

5 место. Пять племен (0).
Одно из моих любимых евро, каждая партия в игру для меня прям лютый кайф, из-за сетапа все партии получается абсолютно разными. Ни разу не играл в это уникальное евро с механикой манкала без допов, и как будто бы даже рад этому факту. Игра не приросла просто из-за высокой плотности верхушки топа. 

4 место. Оскверненный Грааль (-1).
Грааль выпал из топ-3, и мог падать еще ниже, но впечатления от завершения трилогии еще довольно свежи. Механически игра перестала удивлять довольно давно, но это пока лучший, пожалуй, настольный нарратив, который я встречал. Поэтому пока что эта игра стоит того, чтобы ее тут держать. 

3 место. Арк Нова (-1).
Арк Нова с дополнением чуть-чуть просела, но удержалась все равно высоко. Евро про создание вашего личного зоопарка все еще, на мой взгляд, могло бы выглядеть и получше, но вырвать из разных игр крутые механики и собрать их так, чтобы они действительно работали, и азартно заставляли тебя бы сыграть еще, это все еще респект. Игра нравится мне больше покорения марса, так как в ней гораздо более понятно взаимодействие в виде гонки, а также соревнования за конкретные цели на протяжении партии. Да и тематически она для меня сильнее марса, а там уже слишком много этих комбушечек-движочков, которые не особо по мне.

2 место. Восходящее солнце (+29).
Наверное, самое большое удивление топа даже для меня самого. Когда составлял, понял, ну все, в этом году топ-2 у меня восходящее солнце. Кристально чистый и крутой контроль территорий, в котором есть все, что мне надо: разный рынок в партиях, асимметрия, блеф, сбор сетов, переговоры, майндгеймз в битвах. Игра довольно умная и каждый день в такое не сыграешь, но я понял в этом году, что получаю большой кайф, играя в нее. Поэтому в этом году ставлю ее на вторую строчку. 

1 место. Мрачная Гавань (0).
Партий 20 в эту тактическую боеку наиграл в диджитал версию, челюсти льва только щупал, а морозную гавань только видел на полках магазинах, но объективно понимаю, что реализованная внутри система развития персонажей, а также количество контента в коробке не сравнится ни с одной игрой из этого топа. Да, мне не очень нравится, что выходит новая редакция, но это не значит, что мрачная гавань для меня больше не топ-1. Пока все еще топ. А там будем смотреть. 


Вот такая вот получилась в этом году пятидесятка. Как обычно, обновлюсь через год. Думаю, треть топа как обычно отсюда уйдет и буду рад, если что-то втиснется в топ-20, а то в этом году туда только одну новинку включил и то, с натяжкой. Если потерялись, что в итоге вошло в топ-10, то вот вам картинка.

На этом на сегодня все. Вернусь к вам скоро в четвертой части, в которой расскажу про игровые планы на 2024, а может и о чем-нибудь еще. 

Крепкого вам здоровья и приятных партий. 

4 комментария на «“Итоги года — 2023: Часть 3. Обновленный топ-50”»

  1. Як заўсёды, каб каментаваць, трэба адкрыць пост на яшчэ адным экране і прайсціся зверху ўніз 😆
    Заўсёды было здзіўленне, як людзі робяць топ 100, як там зразумець, што на 78 месцы, а штто на 77? 🙂 Але аб топ 30 сама задумваюся, мне 10 не хапае і такое адчуванне, што самыя рэальга прышпільныя гульні па-за 10-кай, якая зутчэй як дасягненне ўсіх часоў.
    Па тваім топе, хоць у нас вельмі розныя густы, было вельмі прыемна пабачыць Эльдарада так высока, проста абажаю. Некаторыя модулі з допаў агонь і робяць яшчэ лепшай.
    Пяць плямёнаў таксама ўразілі, як высока. Для мяне гэта гульня з разраду старае-добрае, бо ў калекцыі з 2014 года 🙂
    Арнак у мяне таксама будзе высока, калі зраблю новы топ.
    Чартжрстоўн гуляла на планшэце і прайшла, але ну такое, зрабіў адно дзеянне над якім асабліва не думаеш, і сідзіш чакаеш. Можа нешта не распробавала.
    Мехі і міньоны не зайшлі ўдвох. Другі сцэнар са школай як быццам небяручка ў дуэлі. Фідлінга мільён, правілы напісаныя дрэнна і шукаць нязручна. Прадала, але радая, што згуляла і актывацыя запланаваных дзеянняў для мяне вельмі любімая механіка. Таму вельмі люблю Lords of Xidit.
    Кожны раз паражаюся, як вы моцна любіце Ла Гранху, якая мне не вельмі спадабалася, і я яе прадала. Яно прышпільна з карткамі, але ж удвох цэнтральны рынк сумны і мы ніяк не маглі запомніць скорынг. Але ў дэлюкс я б згуляла.
    За Oak і Tobago 🥰
    Таверны я любіла і без допа. Трэба з вінішкам згуляць.
    Купіла нарэшце доп для Валадара Пярсцёнкаў новы, адзінае, што ў РБ купіла. Прывязуць у канцы студзеня, трэба пагуляць.
    Нават цяпер цікава ў гэты Азул з садам пагуляць.
    Кроў і ярасць збіралася прадаваць, бо ў такія гульні больш не гуляю, але хай паляжыць дома, можа што зменіцца для мяне.
    Думаю цяпер ці не кпіць Сабіку, Ваўкоў і яшчэ што новае, што хацела, але не была ўпэўненая %)

    Нравится

    • я топ-100 тоже не знаю, как составить, хотя много игр играл, но вот пока только в пределах 50 могу места более менее расставить.
      Эльдорадо очень понравилось и высокое место скорее не благодаря большому количеству партий, а благодаря большому потенциалу — изучал контент допов и представляю, как это хорошо и интересно.
      Пять племен же я впервые в прошлом году попробовал, поэтому пока все еще под впечатлением, она хоть и старушка, но прям мне понравилась, каждая партия очень крутая получалась по эмоциям.

      Что касается Чартерстоуна — это точно не игра для онлайна, эмоции и азарт все за столом, и она именно хороша как первая легаси, когда ты до этого ничего не подписывал, наклейки не клеял, доп контент не открывал в коробках, тогда это все может работать как вау, для опытных настольщиков она не вызывает того, что вызвала у нас. Я каждый раз пытаюсь объяснить, почему она так высоко, но не всегда получается.

      Мехи, наверное, опять же на троих-четверых лучше. Мы играли в очень сложное время и это то что эмоционально сильно поднимало настроение и веселило. По балансу не знаю, пару каких-то миссий мы перепроходили, но в основном это хорошо, потому что классный продакшн и очень много мемных ситуаций

      Ла-Гранха опять же, скорее так получилось, что мы ее приобрели до знакомства с каледонией или там гранд отелем австрии, поэтому есть что-то ностальгическое и приятное в ней, плюс она по сути своей ферма-песочница, делай что хочешь, и каждый раз разный движок на картах, вот и понравилась. Делюкс геймплейно не сильно отличается, но покрасивше, да

      За Оак и Тобаго спасибо тебе в первую очередь, без тебя бы не опробовал и так высоко не оценил бы.

      Азул с Садом у нас пока в Минске, но если будет возможность, то покажу, как и лоскутное королевство истоки.

      Бладрейдж Аня очень сильно ненавидит, но у меня опять же это отчасти ностальгия, отчасти респект тому, что я в одну игру смог сыграть больше 20 партий и было интересно.

      Волки есть у Жени в Варшаве, можно попробовать попробовать перед покупкой, потому как могут оказаться слишком простыми на твой вкус, по реиграбельности тоже есть вопросы, но я вот распробовал, мне как игра она понравилась, но себе все-таки решил не брать, не будет дома играться. Сабика же тематически мне средне, но три ронделя прикольно работают и на двоих мне было более чем ок, тебе скорее всего должно понравиться, если на уровне правил ничего не смутит

      Спасибо за такие большие комментарии! Очень рад, что знаком с тобой лично:)

      Нравится

Оставьте комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы